автор: Мадина Султанова
Родился Махач Дахадаев 2 апреля 1882 года в семье кузнеца в с. Унцукуль Унцукульского района.
После успешного окончания Хунзахской русской начальной школы, по рекомендации ее директора, он поступил на подготовительное отделение Темир-Хан-Шуринского реального училища. В училище, где за редким исключением, учились дети князей, беков, офицеров и торговой буржуазии. Они верховодили в училище, щеголями друг перед другом знатностью рода, богатством родителей, пренебрежительно относились ко всем, кто был по происхождению. Именно в этой обстановке Махач до конца осознал пропасть, разделяющую богатство и бедность, родовитость и не родовитость, начал формироваться, как общественно-политический деятель.
И здесь Махач учится хорошо. Проявляет интерес к технике, изобретательству, черчению и рисованию. На конкурс ученических работ он представил оригинальную конструкцию паровоза и занял на нем призовое место. Еще один пример; Темир-Хан-Шуринское реальное училище приняло участие в конкурсе ученических рисунков, объявленном Академией художеств России: из 200 работ, рассмотренных специальной комиссией, лишь три заслужили грамот Академии, в их числе и работа Махача. Эти и другие факты «училищной» жизни одаренного юноши свидетельствуют о том, что к выбору своей будущей профессии инженер Махач Дахадаев шел сознательно и по призванию.
В 1900 году, успешно окончив реальное училище, он, выдержав конкурсные экзамены, поступает в Петербургский институт путей сообщения императора Александра I.
В Петербурге, где у Махача появились огромные возможности для усовершенствования своего образования – и политического и профессионального обнаруживается стремление к глубокому изучению математики, архитектуры, механики, железных дорог, мостостроения и др.
Петербург – столица Российской империи, крупнейший политический, экономический и культурный центр мира- производит на Махача (18 лет) огромное впечатление.
С жадностью молодой горец ищет отваги на общественные запросы, с которыми он сталкивался еще в Дагестане, изучает общественные науки и философию. В итоге Махач получил возможность приобщиться к европейской культуре и научной мысли, к достижениям современной цивилизации.
Окончил Махач Дахадаев Институт путей сообщения в числе лучших студентов, с блестящими знаниями. На выпускных экзаменах он получил следующие баллы:
Мостостроение –«5»
Инженерное искусство – «4,5»
Водные сообщения – «5»
Портовые сообщения- «5»
Гидротехника –«5»
Строительная механика –«4,5»
Геодиз –«5»
Дипломные проекты его были оценены:
Архитектура-«5»
Мосты-«4»
Железные дороги – «4,5»
Практическая механика-«5»
Следовательно, Махач Дахаев окончил институт с блестящими знаниями и выпущен из него первоклассным специалистом, а при поступлении на государственную службу он имел право на чин коллежского секретаря (Гражданский чин 9 класса).
Отсюда следует, что он был не только общественно-политическим деятелем и революционером, но и классным специалистом в своей области.
С его смертью, а убит он был, когда ему было всего лишь 36, мир потерял прекрасного специалиста, одного из немногих образованных прогрессивных и ярких личностей в истории Дагестана XX века, внесший значительный вклад в будущее Дагестана.