автор: Мадина Султанова
Селение Унцукуль из древне славится своей орнаментальной насечкой по дереву, аналога которого нет в мире. Сам Расул Гамзатов написал об этом декоративно-прикладном искусстве так: «Говорят, что у моего народа не было ни одной своей записанной мелодии. А присмотритесь к изделиям унцукульцев-и услышите настоящую аварскую серебряную мелодию».
Об этом уникальном и удивительном искусстве и о мастерах написано много книг, статей, взято множество интервью, снято немало фильмов. Вот и мы решили посетить одних из мастеров этой продукции народно-художественного промысла и взять у них интервью.
Сиянат Нурмагомедова, Патимат Магомедова и Гасанов Гусейн занимаются общим делом уже много лет и не представляют себя в этом деле без участия одного из них.
-Сиянат, расскажите пожалуйста нам, занимаясь этим видом искусства, вы продолжаете семейное дело?
-На сколько я помню, в нашей семье этим никто не занимался. В школе на уроках труда нас учили азам. Также я любила ходить к своей родственнице, которая занималась насечкой по дереву. Увидев ее работы, и наблюдая за процессом, я восхищалась. Вот тогда мне кажется и появилась любовь к этому виду искусства и к самой работе.
После окончания школы я пошла работать на унцукульскую художественную фабрику. Там я и познакомилась, и сдружилась в последующем с Патимат и Гусейном, которые за долго до меня уже там работали.
Вначале меня отправили в цех шлифовщицей-ученицей. И как-то попав в цех, где делают насечку, я заметила Патимат. Меня впечатлило с каким азартом и шустростью она работала. Наблюдая со стороны за ее работой и восхищаясь ею, я думала: «А получится ли у меня как у нее, смогу ли я так и когда смогу?»
-А вы Патимат тоже на фабрике научились этому мастерству?
-Нет, я последователь семейного дела. Еще дед занимался этим. От него я и переняла и умение, и любовь к этому делу.
Во время работы на художественной фабрике мы с Гусейном сделали набор для сбивания молока. До этого никто этого ни делал. Жаль, что Гусейн по причине отъезда сейчас отсутствует. Он бы по поподробнее нам рассказал об этой работе. Также хочу добавить, что во время работы на фабрике, меня отправили на выставку в Югославию представлять наше искусство. Гусейн тоже часто участвует на различных выставках и фестивалях, проходящих не только в нашей стране, но и за рубежом. В Омане, например, был как-то.
-А вы Сиянат не участвовали в фестивалях или выставках?
-Да, я участвовала на различных выставках и фестивалях, проходящих в Турции, Грозном, Пятигорске.
-Расскажите нам об участии на одной из них.
-Когда я была на фестивале в Турции, там участвовали мастера своего дела с разных уголков мира. Увидев их работы, у меня промелькнула мысль, что действительно мастерство нашего села-это весьма трудоемкая работа и как у нас нигде и ни у кого нет.
Каждый из присутствующий на фестивале демонстрировал процесс своей работы. Также и я. Люди, наблюдавшие за моей работой, восхищались мастерством нашего села. Так и было слышно-«красота, красота». Многие подходили, фотографировали, брали в руки, разглядывали как изделия, так и инструменты.
-Вы до сих пор работаете на фабрике?
-Нет. Уже с 1997 года я не работаю там. Но с особым трепетом вспоминаю то время.
И вот с 97 года мы втроем дружно, сплоченно этим занимаемся уже на дому.
Гусейн придает форму, шлифует, лакирует, а также организовывает сбыт нашей продукции. Часто и заказы бывают. Наша с Патимат часть работы заключается уже в самой насечке.
-Расскажите о самой работе Сиянат. Сейчас я вижу у вас на рабочем столе стоит картина с рамкой к ней. Опишите пожалуйста сам процесс.
-Когда изделие попадает ко мне, то работа начинается с того, что надо придумать сперва рисунок. Рисунок я придумываю сама к каждой работе. Затем специальными инструментами ставятся на само изделие определенные наметки. Далее узор наносится по углам и по середине. А в последующем уже в остальные места, чтобы было равномерно и естественно, красиво.
Бывает, что наношу рисунок, а потом возвращаясь к работе, могу стереть его и заново придумать, который мне покажется более красивее, чем прежний.
Постоянно думаю о том, как же лучше сделать. И даже вставая с рабочего места, в голове обдумываю что и как, какие узоры лучше поставить.
В процессе работы мы никогда не задумываемся о том, что наша работа на заказ или на продажу. Работаем так как будто для себя делаем. Иначе не умеем и не можем.
Конечно, работа кропотливая и трудоемкая, требующая огромного терпения. Представьте, чтобы, например, сделать вазу с гранями, надо в одной руке держать вазу, а в другой не менее тяжелый инструмент. Хорошо если это делает мужчина, а если женщина? Наша Патимат, например, часто выполняет такую работу.
Не могу также не рассказать о четкости нашей работы. Иногда у многих возникает мысль, что работа не проделана в ручную, а с помощью печати нанесен рисунок. До такой степени выработана аккуратность и симметричность в работе.
Хотя в нашей работе есть недостаток: даже усталость не заставит оставить работу. До такой степени бываешь ею поглощена.
-Вы никогда не думали заняться чем-то другим?
-Это работа нам очень интересна. И никогда не возникло мысли заняться чем-то другим. И никогда не надоест кажется. Конечный результат работы всегда привлекает. Ведь эта работа, которую делаем с любовью.
-Сельчане, наверное, гордятся вами? Вы и участники различных фестивалей и выставок. А также своей работой прославляете мастерство села. И грамоты у вас имеются.
-Да. И это приятно. Многие интересуются, что столько времени мы этим занимаемся, и не подводит ли здоровье? Здоровье и не подводит пока, что радует. Но и как оставить дело всей жизни, свое любимое дело.
-Желаю вам творческих успехов, удачи в вашем деле и здоровья побольше. Спасибо вам за столь интересное интервью и отдельное вам спасибо, что, оставив свою работу, уделили нам время.
-Спасибо и вам. Приятно, что интерес к унцукульскому искусству актуален и по сей день.